918a3b05     

Спирин Александр - Капитан И Корабль



Александр Спирин
Капитан и корабль
Капитан опять проснулся до подъема. Вставать не хотелось. Скоро кровать
вздрогнет и корабль затянет какую-нибудь песню. Вчера он спел "Пора в
дорогу, старина..." Песня понравилась капитану. Он целый день напевал ее,
занимаясь топологической кинетикой, ради которой он и забрался в корабль.
Чтоб не мешали работать.
Корабль запел: "Вставайте, граф, вас ждут великие дела!"
"Надо же, "граф", - думал капитан, умываясь. - А впрочем, разве
"капитан" лучше? Капитан-пассажир, капитан-груз, капитан-балласт".
Он съел завтрак, приготовленный кораблем. Зачем тут вообще человек?
Просто искали добровольца в годичный рейс до планеты Ветерок, где
испортилась аппаратура связи. Оператор, прибывший туда на практику через
квантовый туннель, огляделся и сказал: "Ну и старье! А это что за рычаг?"
Вслед за тем раздался треск - и связь оборвалась: перегорел спейсер.
Теперь до Ветерка можно добраться только по старинке, на корабле. Новый
спейсер лежал в грузовом отсеке, но капитан-балласт не знал, как эта штука
выглядит. Его это не интересовало. Его интересовали изофазные
полуперекрещения и чтобы никто не мешал.
Капитан доел завтрак и сказал "спасибо". Стол уполз в стену, выдвинулся
пульт. Капитан углубился в топокинетику. У него мелькнула идея, еще совсем
смутная, и тут корабль сбил его с мысли.
- Капитан, - сказал корабль. И замолчал.
Капитан попытался ухватить идею, но безуспешно.
- Послушай, - возмутился он, - мы же договорились, что во время работы
ты обращаешься ко мне только в исключительных случаях. В чем дело?
- Извините, капитан, небольшой сбой, - сказал корабль.
- У тебя бывают сбои? - удивился капитан и снова взялся за изофазные
полуперекрещения. И опять, будто нарочно, корабль остановил его на пороге
решения. Словно захлопнул дверь перед самым носом.
- Капитан, - сказал корабль.
- Что такое? - заорал капитан.
- Причина обращения отсутствует, - ответил корабль.
Капитан онемел от возмущения.
- Извините, - вкрадчиво сказал корабль, - я все хотел спросить у вас,
не перебегала ли вам дорогу перед стартом черная кошка?
- Ты не сломан? - испуганно спросил капитан.
- Нет, я исправен.
- Ты, главное, не волнуйся, - нервно сказал капитан. - Ты исправен, все
хорошо, причина обращения отсутствует. Но что-то было, правда?
- Да, - сознался корабль.
- Что же?
- Не могу объяснить. Принцип непричинения лишних волнений.
Капитан почувствовал, что ему становится жарко.
- А тебе не кажется, - вкрадчиво спросил он, - что твое запирательство
причиняет мне еще больше волнений?
- Нет, не кажется.
- А теперь, когда я знаю про "нет" и могу подозревать худшее?
- Для поддержания ускорения пришлось увеличить расход горючего, -
сознался корабль. - Если бы так пошло и дальше, мы не смогли бы выполнить
полетное задание. Пришлось бы возвращаться на Землю, но такое решение
вправе принять только вы, капитан. Опасная ситуация возникала дважды, но
все приходило в норму до того, как я успевал передать вам сообщение.
- А как сейчас?
- Норма, - ответил корабль.
- Не падай духом, - успокоил его капитан. - Разберемся. В конце концов,
в твоей памяти все знания человечества.
- Я не нашел объяснения в научных сведениях, - сказал корабль, - а
когда привлек ненаучные - ну, про черную кошку, - вы решили, что я
сломался.
Капитан отложил неоконченное доказательство и вызвал на экран график
расхода топлива. Появилась голубая линия. Перерасходы горючего выглядели
на ней, как холмы: плавное нарастание и резки



Содержание раздела